ФАС приравняла спам в мессенджерах к SMS-спаму
- 13-02-2015, 19:35, Artyom
- |
- просмотров: 2 991
- |
- оценок: 0
- |
- тут ошибка
- |
- ‹ вернуться назад
Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) официально приравняла спам в мессенджерах к SMS-спаму и признала это нарушением части 1 статьи 18 Закона Российской Федерации «О рекламе».
От спамеров страдают те, кто использует мессенджеры с привязкой к номеру телефона — Viber, WhatsApp, Telegram. Через спам в мессенджерах продвигаются не только специфические товары и услуги анонимных продавцов (вроде китайских фаллоимитаторов с доставкой на дом), но и вполне известные и респектабельные бренды (сети ювелирных магазинов Адамас и Sunlight, туристические компании НТК Интурист и Coral Travel, банк Хоум Кредит).
Многие сервисы по рассылке спам-сообщений в мобильные мессенджеры появляются в результатах поиска Google в качестве рекламы. Сайт одного из предприятий обещает рекламодателям, что проблем с законом у них не будет. Тарифы — от 44 до 74 копеек за сообщение. Хозяева сервиса обещают высокую эффективность рекламы — за счет того, что сообщения отправляются только на активные номера. Конкурирующий сервис режет цены, продавая 1000 сообщений по 49 копеек за штуку. При этом оплачиваются только прочитанные сообщения, а в качестве канала распространения спама помимо Viber и WhatsApp предлагается iMessages для iOS.
21 октября 2014 года вступил в силу Федеральный закон №272 «О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"», согласно которому рассылка SMS-рекламы без согласия абонента признана незаконной. Юридическое лицо, рассылающее SMS-рекламу, теперь получает штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей, если не может предоставить доказательств согласия клиента на получение рекламных сообщений. Очень важно, что теперь распространитель SMS-рассылок обязан заключать договор с мобильным оператором.
Редакция Hi-Tech.Mail обратились за комментариями в Федеральную антимонопольную службу РФ. Татьяна Никитина, заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС, ответила, что спам в мобильных мессенджерах, как и спам в SMS и электронной почте, запрещен статьей 18 Закона РФ «О рекламе». Рекламораспространитель должен иметь доказательства согласия абонента на получение рассылок. Также госпожа Никитина сообщила, что пользователи мессенджеров, не дававшие согласия на получение рекламы, могут обращаться в ФАС. Заявление в ФАС подается в письменной форме. Оно должно содержать ФИО заявителя, данные о его прописке, наименование рекламодателя, описание факта правонарушения (с указанием способа, места и времени распространения рекламы) и требования заявителя (подробная инструкция находится здесь).
Татьяна Никитина, замначальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России:
«Мы полагаем, что здесь та же история, что и с обычными СМСками и с электронной почтой — то есть, часть 1 статьи 18 Закона "О рекламе" запрещает рекламу по любым сетям электросвязи без согласия абонента на получение. Таким образом, реклама через мессенджеры тоже подпадает под действие данной нормы ФЗ "О рекламе". Рекламораспространитель должен доказать, что у него есть согласие абонента».
«Мы полагаем, что здесь та же история, что и с обычными СМСками и с электронной почтой — то есть, часть 1 статьи 18 Закона "О рекламе" запрещает рекламу по любым сетям электросвязи без согласия абонента на получение. Таким образом, реклама через мессенджеры тоже подпадает под действие данной нормы ФЗ "О рекламе". Рекламораспространитель должен доказать, что у него есть согласие абонента».
Учитывая, что жалобы в антимонопольную службу на спам в мессенджерах пока являются смелым экспериментом ради блага общества, для пользователя остается открытым вопрос, как эффективно и окончательно оградить себя от спама в мессенджерах. На сегодня самый действенный способ — отказ от использования некоторых мобильных мессенджеров: тех, где в опциях нельзя выставить обязательную авторизацию незнакомых пользователей.
Естественно, разработчики мессенджеров без данной опции могут пойти пользователям навстречу и добавить такую возможность. Постоянная ручная блокировка номеров спамеров — занятие, требующее затрат времени. Также перспективным нам видится путь увеличения жалоб в открытых источниках. Если заказчики спам-рассылок увидят, что репутационные риски превышают выгоду, они сами откажутся от таких сомнительных методов продвижения. Поэтому не стесняйтесь жаловаться на компании в открытых источниках, это действительно работает.
Присоединяйтесь к iPhonesia в VK, X.com, «Дзене» или через RSS-канал.
|