iPhonesia.ru » Новости » Первый молекулярный кислород нашли в ближайшем к Земле квазаре

Первый молекулярный кислород нашли в ближайшем к Земле квазаре

Астрофизики впервые удалось получить надежные свидетельства наличия молекулярного кислорода O2 за пределами галактики Млечный Путь. Редкую в космосе форму вещества обнаружили в активной галактике Маркарян 231 (Markarian 231, UGC 8058), где находится ближайший к Земле квазар.

Цзюньчжи Ван из Шанхайской астрономической обсерватории и его коллеги из Великобритании, Китая и США впервые нашли надежные свидетельства существования молекулярного кислорода в активной галактике Маркарян 231. Авторы обнаружили с высокой достоверностью линию излучения вещества на частоте 118,75 ГГц (2,52 мм) в лабораторной системе отсчета.

Скорость движения вещества, которая оказалась около 450 км/сек, ученые определили по уширению линии. Излучение наблюдается на расстоянии примерно в 10 кпк (килопарсек) от центра галактики, но внутри ее диска, где могут формироваться новые светила.

Одно из немногих мест вне Солнечной системы, где найден молекулярный кислород, — туманность Ориона, плотная область звездообразования. Однако оценки его содержания как минимум в сто раз не дотягивают до теоретических химических моделей полностью газообразных сред. Считается, что там вещество возникло в результате воздействия порожденной молодыми звездами ударной волны.

Ученые предполагают, что процессы в изученной галактике могут быть похожи на ситуацию в туманности Ориона на больших масштабах. В таком случае быстрые потоки вещества из активного ядра и ударные волны внутри них не позволяют кислороду и его соединениям осесть на пылинках, возвращая их в газовую фазу.

Маркарян 231 (Markarian 231, UGC 8058), изображение с космического телескопа «Хаббл»

Маркарян 231 относится к классу сейфертовских галактик, а ее ядро представляет собой квазар, причем самый близкий к Земле — расстояние до него составляет 167 Мпк (мегапарсек). Галактика в данный момент находится в стадии интенсивного звездообразования. В центре обнаружена кольцевая область активного звездообразования, темп звездообразования превышает значение 100 масс Солнца в год.